03 июля 2024
Я вижу это так: вот есть озеро, откуда все начинается, и есть сарайчик. Хотя, правильнее было бы назвать его мастерской, но мысленно я всегда говорю - сарай. Итак, озеро – это то место, откуда появляются всякие вещицы, и я всегда представляла, что их подкидывает мне некое существо, живущее на глубине. Оно выбрасывает вещицы из воды, а я ловлю их и отношу в сарайчик, где начинаю обрабатывать. И вот тут-то и начинается самое сложное. Порой, читая свои или чужие истории, я думаю про них в таком ключе: тут чересчур много озера и маловато сарая. Что означает – над этим недостаточно поработали. А в иной раз мне кажется, что здесь чистейшей воды сарай. Ты перестарался, понимаете, и не оставил ничего от озера. И у самых лучших писателей случалось свое потрясающее озеро и свой феноменальный сарайчик, прямо-таки дворец, понимаете? Они и так уже сложившиеся мастера прозы, но в то же время обладают причудливой способностью отыскивать идеи, которые до сих пор никто не реализовал, или раскрывать персонажа, который сразу же оживает на страницах.
Клянусь, я мечтала стать писателем с тех пор, как узнала об этой профессии. У меня сохранились воспоминания о детстве… мне тогда было четыре или даже меньше, потому что мы переехали из нашего первого дома, когда мне было четыре, а я знаю, что это происходило именно в том доме. Я еще не умела писать, зато старательно копировала всякие истории: закорючку за закорючкой, букву за буквой. Мне было неведомо, что я пишу, я просто копировала слова. И мне было очень радостно от того, что получается делать эти пометки на бумаге. Мне всегда доставляло физическое удовольствие писать, а потом уже я поняла, что книги создаются людьми. Я не помню, когда ко мне пришло это осознание, но с тех пор я уже никогда и ни за что не желала заниматься чем-то иным.
Это «Поттер». Правда. Я писала и до него, делала это везде и всюду. Был даже такой роман - «Шутка для своих» - я работала над ним пару лет. Мне до сих пор нравится та идея, но тогда я была слишком молода, чтобы создать книгу именно такой, какой ее задумала. Мне просто не хватало жизненного опыта для достоверного описания персонажей, которым было уже слегка за сорок. У меня ничего не вышло. Хотя я все еще считаю ту идею достойной.
А до этого я писала и нечто другое, но вышло еще ужаснее. Однако приходится писать и неудачные вещи. Периоды бывают разные, это нормально, когда ты совсем юн и подражаешь другим. И это неплохо, даже помогает впоследствии. По правде говоря, только с Поттером я раскрылась по-настоящему и подумала: «Хм, я способна на это, у меня получится». И я училась по ходу дела.
Не знаю, правда не знаю откуда берутся идеи. Мне кажется, гораздо интереснее вопрос – почему некоторые люди так сильно стремятся жить в вымышленном мире? Почему кто-то добровольно проводит там долгие часы в одиночестве? Но проблема в том, что сама я не могу ответить на этот вопрос, хотя он даже может более корректный. Некоторые из нас просто счастливы, живя таким образом.
Идеи приходят разными путями, и книги тоже складываются по-разному. У меня так. В случае с «Гарри» изначально возникла сама задумка, и она буквально звучала: «Ребенок не осознает, что он волшебник, пока не получит письмо». А в других книгах, возьмем «Икабога», все началось со слова – Икабог. Я задумалась: что это, что же такое Икабог? Эта история зародилась на том, что я пыталась найти объект, к которому можно было бы применить данное слово.
Икабог. Екатерина Омельницкая, г. Оренбург
Создавая книги о Страйке, на первое место вышел сам персонаж. Я хотела написать детектив в стиле Золотого века (*Золотой век детектива – эпоха Агаты Кристи, когда детективы достигли пика популярности), однако при этом – в современных реалиях. Было интересно посмотреть – как это сработает? Каково это – в наш век ДНК-тестов, высокотехнологичных методов и камер видеонаблюдения – отыскать в современном Лондоне настоящего сыщика старой школы? В общем, да, именно он был отправной точкой. Но довольно быстро появилась Робин, и тогда я очень заинтересовалась ей и стала планировать книгу, понимая, что это будет совместная работа. Она не станет вечным Ватсоном, у нас будет два Холмса.
Обычно, когда я работаю над романом, то погружаюсь в него с головой. Но, в совершенно неожиданный момент, например, за приготовлением соуса, может прийти абсолютно иная идея. И ты скорее бежишь за блокнотом, и впоследствии где-то теряешь его, но если задумка была хороша, она все равно будет витать рядом. Если же идея не очень, то ты можешь наткнуться на нее лет через пять. Порой я просматриваю такие заметки и стараюсь разобрать, что же это, черт возьми, значило? Что я собиралась с этим сделать? А бывает, что идеи приживаются сразу и разрастаются, как в чашке Петри, вот они действительно стоящие. Тут и записывать не требуется. Они живут здесь. Существует неписаное правило: чему суждено сбыться, то здесь и останется (указывает на голову).
За время работы над «Поттером» я многому научилась, и теперь, пусть здесь и другой тип выстраивания мира, применяю свой опыт к книгам Гэлбрейта. У меня есть профайлы на каждого персонажа романа. Все сведения о них, что позволяет не терять ориентир. Я знаю, где проживал Страйк. Море информации о жизни его матери, которая мне никогда не пригодится. Хотя иногда становится просто необходимо ее использовать. Иногда ты держишься, держишься, держишься, но, в конце концов, понимаешь, что тематически она очень хорошо срабатывает в каком-то моменте.
Звучит довольно банально, похоже на работу клерка, но именно так и обстоят дела. Ты все держишь под контролем и тебе всегда есть на что сослаться.
Именно это самое приятное в моей работе. Конечно же, я встречала писателей, прекрасных писателей, которые мне правда нравились, и которые говорили: «Я просто смотрю, куда меня заведет идея». На этапе планирования я тоже во многом подвержена влиянию идеи. Но к тому времени, когда начинаю писать, я уже знаю, к чему иду. Такой уровень организации не означает отсутствия возможности где-то спроказничать или немного отклониться от курса. Но мне и впрямь нравится ощущение, что я знаю, куда движусь.
Я запланировала серию из десяти книг, и поэтому у меня есть очень четкое представление о том, как будут развиваться их отношения на протяжении всех этих частей. Звучит банально, но на самом деле так гораздо интереснее. Понимать, как в книге будет достигнута определенная эмоциональная веха, кажется скучным, однако подобные светлые ориентиры просто необходимы. Как мне кажется, это придает книгам очень приятный ритм.
Так что с одной стороны, я планирую взаимоотношения, а с другой - отдельные, самодостаточные сюжеты, и все они формируются по-разному. Вот идея для сюжета второй книги в серии – «Шелкопряд», возникла до «Зова кукушки». Я поменяла их местами, так как решила, что «Шелкопряд» лучше подойдет в качестве второй части, второго расследования. Первая же должна была стать чем-то таким, на чем Страйк смог бы сделать себе имя, и послужить развитию персонажа.
Хороший пример - Леда, мать Страйка, я знаю все, вплоть до отдельных концертов, на которые она сбегала, чтобы посмотреть. Забавно, но я часами тратила на это время. И у меня сложилась для нее огромная, длинная биография: куда она сбегала, с кем переспала, с кем хотела переспать. Ценность этих деталей не в том, чтобы использовать их в книгах. Тебе не нужно тратить главы 4 на то, чтобы описать жизнь 18-летней Леды после побега из дома.
Однако создавая предысторию, вы получаете представление о человеке. Я очень хорошо ее узнала. Леда никогда не появлялась в книгах, ведь она мертва, но тем не менее все еще отбрасывает довольно длинную тень на жизнь своих детей. Так что да, я действительно должна была хорошо ее понимать. Один из моих любимейших моментов при создании предыстории персонажа, это осознание: о, точно, так все и было. Это скорее даже озарение, нежели создание. Со мной самой это часто случается. Наткнувшись на препятствие, я просто сажусь, сложа руки.
Я мысленно расслабляюсь, и потом это само приходит к тебе: «О, да, вот так все и было». Но это похоже на открытие. У меня нет ощущения, что я это выдумала. Такое чувство, что я просто подождала, а потом увидела ответ. Знаю, звучит очень странно. Но да, мне часто кажется, что верные идеи становятся именно обнаруженными. Они всегда были, просто ждали, когда их обнаружат, а не выдумают.
Не скажу, что такое случалось с персонажами. Сюжеты – да. Бывало, я что-то такое придумывала, а потом понимала, что оно либо не подходит, либо есть вариант получше. Сюжет зачастую подвергается различным доработкам. Хочется добиться гармоничного сочетания. А вот своих персонажей я знаю прекрасно. Между нами полное взаимопонимание. Поэтому они не шалят, а я не подвергаю их чересчур тяжелым испытаниям.
Безумно, потому что в такие моменты ты пребываешь в том удивительном состоянии оптимиста, когда кажется, что будущая книга станет такой, о которой ты не пожалеешь. Никаких ограничений. Все с чистого листа. Мне правда нравится это состояние. В моей маленькой уборной вдоль стен развешаны различные цитаты о писательском деле. И еще две – здесь, наверху (показывает). Одна из них – авторства Фолкнера – прекрасно выражает данный процесс: «Творение никогда не соответствует мечте о совершенстве, с которой начинает творец». Никогда. Однако на стадии планирования можно ввести себя в заблуждение, что все получится именно так, как ты задумал. И я люблю этот оптимистичный этап. Еще мне нравится некий ремесленный аспект, процесс конструирования истории. Как ни странно, с возрастом, мне это нравится все больше и больше. Хотя я как-то беседовала с одним писателем, довольно успешным, у которого все было наоборот: раньше он все планировал, а теперь просто не считает нужным столь тщательно разрабатывать сюжет. Я определенно пошла другим путем.
Раньше я фиксировала все исключительно в записных книжках, и до сих пор частенько их использую. Так было со «Смертельной белизной» (показывает). Я все сама тут вырисовывала. Мне нравятся вот эти вставки, такие элегантные, пусть и разномастные. Некоторые из них – «ложные следы». Да. Порой я отлистываю назад и не могу вспомнить, что же, черт побери, я тогда настрочила, и теперь все чаще вношу свои заметки в ноутбук.
Я покажу вам, чем занимаюсь сейчас (показывает ноутбук). Раньше я от руки чертила все эти таблицы и «ложные следы». Подсказки у меня выделены синим. Просто, чтобы не забыть, где должна всплыть значимая деталь. Для разных сюжетных линий – разные столбцы. Очевидно, что каждая строка – новая глава. И я всегда использую цветовой код.
Вот тут (показывает) видно, что Страйк и Робин вместе, а там, где выделено серым - Страйк сам по себе. Светло-серый означает, что здесь только Робин. Это чудный способ сразу увидеть - кому и сколько времени отведено на каждой странице. Поскольку мне нравится баланс, я предпочитаю распределять все это. А когда они вместе, то, как вы понимаете, всегда что-то происходит.
В общем - да, я все еще пользуюсь записными книжками, особенно во время путешествий, ведь так удобно иметь под рукой сборник своих идей, однако, стоит признать, и у ноутбука есть свои плюсы.
Да, обожаю. Мне физически нравится этот процесс, особенно по ночам. Я могу быть совершенно измотана: скажем, проработала с десяти утра до трех ночи, поскольку мой режим сбивается, и я вновь становлюсь «совой». И ты думаешь - все, на сегодня с тебя довольно. Уже едва можешь сосредоточиться на чем-то одном. Ты закрываешь ноутбук, но гарантированно, что уже на полпути наверх тебя настигнет озарение.
Поэтому я всегда стараюсь держать записную книжку в спальне, ведь тогда в ней можно сделать заметку прямо перед сном, или же что-то набрать в телефоне, или все-таки вернуться к ноутбуку. Все зависит от идеи. Если это всего пара строк, то я набросаю их в телефоне. Но если в голову придет небольшой диалог, то приходится возвращаться к ноутбуку.
В какой-то момент, мозг настолько поглощен процессом, что отключить его становится чрезвычайно трудно. Это так странно. Ты просто не можешь от этого избавиться.
Однотомники пишутся действительно иначе. У меня три таких книги, и в планах есть еще. Конечно же, создание серии – это очень большая, масштабная работа. Невероятно захватывающая.
Тем не менее, что касается всех трех самостоятельных книг, то я написала эти романы, благодаря другим своим работам - поменьше. «Случайная вакансия», «Рождественский поросенок», «Иккабог»... Хотя «Иккабог» был совершенно особенным проектом. Я погрузилась в него полностью, и действительно наслаждалась этим состоянием. Думаю, это было похоже на ощущение завершенности.
А в серии книг все время что-то происходит, поэтому у вас никогда не возникает чувства катарсиса. Когда же вы доходите до конца, то это ощущение разрешенности окрашивается грустью, потому что ты слишком долго вынашивал его в себе.
Редактирование для меня - это постоянное движение то вперед, то назад, и я получаю удовольствие от этой работы над текстом, для меня она играет важную роль. Мне довелось повзаимодействовать с замечательными редакторами, но работа с нынешним – Дэвидом - просто одно удовольствие.
Очень важно, чтобы рядом был объективный человек. Ведь ты живешь каждым проектом месяцев 12, а порой и дольше. И полезно услышать непредвзятую точку зрения. Должна признать, что, по крайней мере, в девяти из десяти случаев, если он скажет мне: «Кажется, тут немного затянуто», это будет как раз та часть сюжета, в отношении которой у меня были сомнения. И мне это правда нравится.
Затем начинается непосредственно редактирование самого текста, где исправляются орфографические ошибки. Где-то неверно написано слово, где-то зависло причастие и все такое. Дело требует большой придирчивости, однако, разумеется, все это очень-очень важно. Как и такие вещи, как время и даты. Я не слишком разбираюсь в цифрах, поэтому, как бы усердно ни работала над хронологией всех дат, нельзя сказать, что я совершенно непогрешима в этом вопросе. Так что хороший редактор - это чудесно.
Сейчас, пожалуй, больше, чем когда-либо. Мне кажется, в том, что касается таких вещей, как обложки, ситуация для писателей изменилась в их пользу, и думаю, что во многом с этим связан рост самостоятельных публикаций (публикация книг автором без участия установленного стороннего издателя). Теперь у авторов есть выбор, но когда меня впервые опубликовали в 97-м, то, конечно же, у меня не было права голоса. Как вы знаете, для работы над этим собирался целый художественный отдел, однако это вовсе не значит, что мне не нравились обложки. Я лишь говорю, что не припоминаю, чтобы когда-то реально спрашивали мое мнение об этом. Возможно, с более поздними книгами о Поттере, но к тому времени, когда до меня они доходили, это было уже почти свершившимся фактом.
Раньше мне было довольно сложно подбирать названия, однако я стала относиться к этому спокойнее. Было лишь два случая, когда у издателя возникали вопросы касательно названия. Это «Шелкопряд» - вторая книга из серии Гэлбрейта, я хотела дать ей имя «Бомбикс Мори», что в переводе с латыни и означает «шелкопряд». Однако мой редактор сказал, что такое название не сработает, и, думаю, он, скорее всего, был прав, поэтому мы заменили его на «Шелкопряд».
А другое название, с которым возникла загвоздка – «Случайная вакансия», но тут я твердо стояла на своем, поскольку мне нравится само словосочетание «случайная вакансия». Это термин, используемый в местных органах власти, когда там кто-то умирает, но мне кажется, данная своеобразная фраза подходит и для образного обозначения смерти в книге. Это история об отсутствии, о том, что мы оставляем после смерти, а также о нехватке чего-либо и потерях, которые приводят к банальным трагедиям. Так что да, мне очень понравилось это название, я хотела его оставить.
И еще один известный случай с книгой «Гарри Поттер и философский камень». В Штатах ее название было изменено на «Гарри Поттер и волшебный камень».
Мне труднее начинать, нежели заканчивать. Обычно я знаю, чем все завершится. Если, дойдя до финала, вся история будет выстроена верно, то написать заключительную часть не составит никакого труда. Несколько раз я сочиняла последнюю главу книги, прежде чем приступить к написанию первой, как, например, в восьмом романе про Страйка, которым я сейчас занимаюсь.
Это задает тон всей книге, и потому для меня столь важно знать, куда я направляюсь. Это своего рода путеводная звезда, которая меня ведет. Все это обретет смысл, когда (или если) люди прочтут книгу. Но, да, заключительная глава очень важна. И так на протяжении всей серии.
В общем, мне правда нужно знать, к чему я стремлюсь, поэтому вряд ли в той главе что-то изменится. Очень здорово, когда, понимаете, все в совокупности подводит к данной главе. Так что, думаю, все останется в точности так, как есть.
14 июля 2024
05 июля 2024
04 июля 2024
03 июля 2024
17 мая 2024
07 мая 2024