"Чернильно-черное сердце": интервью с актерами

Берк и Грейнджер рассказали журналу Radio Times о шестом сезоне сериала по мотивам романа "Чернильно-черное сердце". В роли частных детективов Корморана Страйка и Робин Эллакотт в популярном проекте BBC они, своей химией, держат зрителей в напряжении: будут или не будут их герои вместе. Однако в реальной жизни у актеров Тома Берка и Холлидей Грейнджер, как у коллег по фильму и хороших друзей, отношения куда проще.


С 2017 года пара снялась уже в шести сезонах, играя одноногого ветерана войны Страйка и его напарницу Робин в экранизациях книг Роберта Гэлбрейта, также известного как Джоан Роулинг. Сейчас, оказавшись вместе на съемочной площадке, актеры с легкостью вживаются в свои роли, но признают, что в последнее время границы между вымыслом и реальностью стали размываться.

- Порой я и правда не замечаю, когда он Страйк, а когда Том, - говорит Грейнджер. – Иногда в перерывах между дублями я протягиваю Тому руку, чтобы помочь, насколько меня увлекает его игра. А потом вдруг вспоминаю: у него же две ноги и ему не нужна поддержка.

Берк усмехается: - А когда я смотрел на Холли в другом ее фильме «Захват», то всякий раз, когда она отправляла кому-то сообщение, я инстинктивно тянулся за телефоном.


По словам актеров, возвращение к «Страйку» после съемок в других проектах сродни тому уютному чувству, когда ты после летних каникул достаешь школьный пенал.

Чтобы перевоплотиться в Страйка, Берку достаточно накинуть свое уже знаменитое пальто и вспомнить, как изображать акцент Страйка: лондонский с корнуоллскими нотками. Он признается: - Раньше приходилось подчеркивать слова в сценарии и с особым усердием их отрабатывать, зато теперь все отскакивает от зубов, и это такое облегчение. Что до пальто, я не знаю, где оно, но наверное, должно лежать в какой-нибудь обитой бархатом коробочке. Люди считают, что я ношу его и в реальной жизни, не спорю, пальто отличное, но если бы вы увидели, как я в нем разгуливаю, то сочли бы меня чокнутым.

Грейнджер добавляет: - А я как-то так и сделала. У меня осталось одно из пальто Робин, и когда я выходила в нем из магазина, кто-то чересчур пристально рассматривал меня. Это явно было ошибкой.


«Чернильно-черное сердце» начинается с ужина Страйка и Робин, и для тех, кто не читал одноименную книгу 2022 года, кажется возможным, что они наконец-то будут вместе после стольких лет бурного романтического напряжения. Однако – простите за спойлер – к сожалению, свидание заканчивается без долгожданного поцелуя, на который мы все надеялись, и пара возвращается к своим рабочим отношениям, пусть и с долгими переглядками и многозначительными паузами в разговоре, к которым мы уже привыкли.

Берк объясняет: - Они ужинают вдвоем, их бдительность ослабевает, поскольку сейчас они не заняты расследованием, к тому же оба немного набрались. Кое-что почти происходит, но еще не время, и это такой восхитительный момент. В результате они отступают.

«Почему же, черт возьми, они оба не могут понять, какие сильные чувства испытывают друг к другу?» - чуть ли не умоляя спрашиваю я.

Грейнджер отвечает: - Их отношения такие сложные, в них присутствует реальный страх переступить черту, отрезав все ходы назад. В книге так хорошо описаны размышления Робин о том, не пожалеет ли он об этом утром, не решит ли что просто перепил и все это ему не нужно, и как это может отразиться на их бизнесе. Лишь потом она допускает: «Возможно, что-то могло получиться, а я слишком заморачиваюсь». Думаю, в этот момент она впервые по-настоящему осознает свои чувства к нему. Но здесь также присутствует страх быть отвергнутой и потерять то, что у них есть - дружбу. У Робин очень мало близких друзей, а это важный элемент для нее.

А что же Страйк думает по этому поводу?

Берк: - Иногда бывают такие моменты: когда гаснет свет, вспыхивают свечи и весь мир кажется совершенно особенным. И возникает вопрос: а почему бы, черт возьми, и нет? Но есть страх все испортить. Это важный момент, притягивающий зрителей, поскольку, как мне кажется, у многих бывали подобные дружеские отношения, которые находились на грани перехода в нечто большее, но ты такой: «Лучше оставить это так, как есть, ведь все может пойти ужасно неправильно».


Существует множество онлайн-форумов, на которых фанаты спорят: должны ли Страйк и Робин быть вместе? 

Актеры признают, что их постоянно спрашивают об этом. Берк с усмешкой говорит: «Люди всегда задают этот вопрос с каким-то нервным удовольствием. Они словно наслаждаются этой агонией. Сгорают от нетерпения, но им это нравится. Но не думаю, что им действительно хочется узнать ответ».

Фишка в том, что пока Роулинг не напишет об этом в своих книгах, на экране такого точно ждать не стоит. Но хотели бы сами актеры, чтобы это случилось в дальнейшем? Если Страйк и Робин все-таки станут парой, разрушит ли это мучения фанатов на тему «будут/не будут вместе» или просто добавит в сериал дополнительную пикантность?

Берк сравнивает это с трилогией фильмов Ричарда Линклейтера с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи в главных ролях, которая начинается с дразняще медленного развития романтических отношений в фильме 1995 года «Перед рассветом» и заканчивается «Перед полуночью», вышедшем на экраны два десятилетия спустя, где пара наконец-то вместе.


- В том, что они наконец-то вместе, нет ничего высокопарного, - объясняет он, - поскольку эти двое – поистине потрясающие персонажи. Не думаю, что Страйк и Робин хоть когда-нибудь смогли бы стать какой-то заносчивой парочкой, так что в этом смысле я вполне себе допускаю, что за ними все еще было бы интересно наблюдать.

Грейнджер добавляет: - Мне, конечно, было бы интересно это увидеть или прочитать, но не знаю, захотят ли люди такое читать или смотреть. Возможно, да.

Однако, несмотря на близость Страйка и Робин, они очень разные люди. Не надоест ли щепетильной Робин неряшливость Страйка? Он ведь любит и выпить, и покурить, а на его столе постоянно завал.

- В этом есть доля правды, - защищаясь, протестует Берк. - Но он каждое утро заправляет постель. Он служил в армии. Когда нужно, он может быть очень дотошным.


Помимо потенциального романа, Страйку с Робин еще предстоит и поработать. 

В «Чернильно-черном сердце» к Робин обращается художница, которая опасается за свою жизнь из-за онлайн-преследования. Робин отказывает женщине по причине загруженности агентства, но позже, потрясенная известием о ее смерти, решает взяться за это дело и погрузиться в темный мир социальных сетей – то, с чем актерам пришлось знакомиться, поскольку они не используют их в своей жизни.

- Я не сижу в соцсетях, - говорит Грейнджер, - хотя, сейчас, произнеся это вслух, понимаю как глупо и невежественно это звучит, но мне такое подходит. Как-то я зарегистрировалась в Instagram, чтобы следить за перемещениями фургончика с кебабами в Девоне и узнавать, где они будут на следующей неделе, просто они действительно хороши. Но теперь у них есть постоянное место, так что необходимость в этом просто отпала!

Берк тоже такой и просит подчеркнуть, что если вы наткнетесь на самозванца в социальных сетях, называющего себя "Том Берк" и просящего денег - это не он.

– Для меня это было как исследование черных дыр, потому что обычно я избегал всего подобного, не понимая – зачем это нужно? Мне никогда не нравилась идея о том, что за мной «следят», а ведь в Твиттере используется именно такая формулировка (followed), верно? И если вы ссоритесь с любимым человеком в реальной жизни, то в какой-то момент можете увидеть в глазах друг друга нечто более глубокое, после чего все ваши аргументы, направленные на то, чтобы выиграть спор, становятся просто не важны. Мы так много общаемся невербально, что невозможно изобразить с помощью слов на экране, поэтому я отношусь к этому с большим подозрением.


Сериалу еще предстоит догнать книги: седьмой роман «Бегущая могила» был опубликован в прошлом году, а восьмой, «Человек с клеймом», ожидается в следующем. Роулинг сказала, что хочет написать как минимум 10 книг. К счастью, оба актера, похоже, готовы посвящать себя съемкам до тех пор, пока будут выходить эти детективы. Грейнджер уже прочитала «Бегущую могилу» и говорит, что ей нравится узнавать, куда Роулинг (также исполнительный продюсер) поведет эту историю дальше.

- Иногда она приходит на съемочную площадку, - рассказывает Берк, - и время от времени произносит нечто вроде: «В этом месте будет еще одна сцена, которая очень важна», что всегда интригует. Для меня это действительно ценная работа, она особым образом вплетена в мою жизнь. Мы с Холлидей много говорили об этом, и пришли к выводу, что для нас ценность во многом связана с таким медленным развитием сюжета, а не с конкретными историями, и именно поэтому кажется, это стоит доиграть до конца.